Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
Под парусами школы в страну знаний...
 
Меню сайта
 
Педагогическая мастерская

КЛАССНЫЙ ЧАС «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ» В 4А КЛАССЕ
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
23.11.2011

  Алексеева Светлана Васильевна
   

  «Главного глазами не  увидишь.
Зорко одно лишь сердце»
Антуан де Сент-Экзюпери

Цель:     ответить себе на вопросы: «Друг –это кто», «Умею ли я дружить?», «Что означает умение дружить?», «Как найти настоящего друга?»
- углубить представления уч-ся об общечеловеческих ценностях;
- формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность, доброта;
- воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Форма проведения:  деловая игра.

Оборудование: 
а) заготовки из цветной бумаги: геометрические фигуры;
б) клей, листы цветной бумаги;

Оформление классной комнаты:  тема на доске, эпиграф к уроку, тезисы, картинки, пословицы.

Вступительное слово.

Человек – это социальное, или общественное существо. Он не может жить и существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
          
Итак, тема нашего классного часа звучит так: «Настоящий друг».
                 Мы найдем ответы на следующие вопросы:
1.Друг – это кто?
2.Какими качествами должен обладать друг?
3.Как выбрать друга?
Как стать хорошим другом?

Эпиграфом к уроку  «Дружбы» я выбрала слова писателя Антуана де Сент Экзюпери из произведения «Маленький принц»

«Главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце»
И это еще один вопрос нашего классного часа.
- Уверена, что вы легко вспомните русские пословицы о дружбе. Я только начну их, а вы закончите.

  • Не имей сто рублей / а имей сто друзей.
  • Старый друг лучше / новых двух.
  • Друзья познаются / в беде.
  • Друга ищи, а найдешь / - береги.

- На жизненном пути вы встречаете разных людей, хороших и плохих, благородных и беспечных, добрых и злых. Как же среди такого множества людей найти друга? Как вы думаете легко ли прожить без друга? (рассуждение детей).

Я предлагаю вам отправиться на планету «Дружбы». На ней живет маленький принц, герой рассказа Антуана де Сент Экзюпери. Он сейчас очень одинок и так же как  и мы ищет настоящего друга.
Деловая игра «Учимся сотрудничать».

-Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей.  Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

                             Ситуация первая. Знакомьтесь: Диана и Даша.

Итак, Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Диана.
Диана:  Гулять пойдешь?
Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается, а еще сочинение по русскому языку писать.
Диана: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша: О! Ес! Ты настоящая подруга!
учитель: -  Ребята, как вы считаете, можно ли назвать Диану настоящей подругой?
         - Как вы думаете, как поступила Диана по отношению к своей подруге?
         - Как бы вы поступили на месте Диана?

Вывод: настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

                           Еще одна ситуация. В ней участвуют Герман и Садиг.

учитель: На самостоятельной по математике Герман обнаружил, что чернила в ручке закончилась.
Герман: Ой, чернила в ручке закончилась.
Садиг: А у меня запасная ручка есть!
Герман: Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
Садиг: А что ты мне за это дашь?
Герман: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Садиг: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю. Годится?
Герман: Да ладно, давай уж!
        учитель:  - Как вы считаете, Садиг поступил как настоящий друг?
                - Как бы вы поступили на его месте?
                - Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Садига?

Вывод: настоящий друг должен быть бескорыстным

учитель: А теперь посмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Данил и Никита. Друзья любят играть на перемене в футбол. Для этого Никита приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
Данил: Никита, мячик принес?
Никита: Конечно!
Данил: Давай пас!
Никита: Лови!
Никита размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Данил: К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
учитель: Так-так! Кто разбил стекло?
Данил: Это он бросил, я тут ни при чем!
учитель: Ты бросил мячик?
Никита: Ну, я.
учитель: Давай мне дневник! Получишь выговор. Еще родителей вызову в школу, чтобы они вставили стекло. Безобразие!
Данил: Ну, что, в футбол играть будем?
Никита: Да нет, что-то не хочется.
Учитель: - Как вы думаете, ребята, почему Никите расхотелось играть в футбол?
         - Как бы вы поступили на месте Никиты?

Вывод: друг познается в беде.
- А теперь попробуем ответить на вопрос: кого можно назвать настоящим другом?

- Настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
- Настоящий друг – тот, что не льстит тебе, а говорит правду.
- Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
- Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
- Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны.
Настоящий друг, какой он?
 - Мы будем решать с вами следующую проблему: настоящий друг, какой он?
Игра1.  (группы 1-5)
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним в группах задание: нужно дописать начатую фразу (листочки с началом фразы уже лежат на столах).

 1  Настоящий друг везде
         Верен в счастье и б _ _ е;

 2  Грусть твоя его тревожит,
         Ты не спишь – он спать не м_ _ _ т;

 3 И во всем без дальних слов
        Он помочь тебе г _ _ _ в.
Все группы задание выполнили  задание верно, поэтому к принцу пришел 1друг.
( Для малышей детского сада задание: собрать друзей по картинкам)
           Игра2.( группы 1-6)
Каждой группе нужно пройти испытание – за определенное время собрать картинку из нескольких  геометрических деталей, наклеить эти детали на лист  цветной бумаги и прикрепить к доске (человечков поместить на маленькому принцу).
Все группы задание выполнили  задание верно, поэтому к принцу пришел 2 друг.

         Игра3. (группы 1-6)
-    Выберите из карточек, лежащих на ваших столах те, которые характеризуют настоящего друга. Приклейте их на цветные листки. Найдите лишние слова.
На карточках слова – добрый, честный, верный, смелый, красивый и т. д.
         Друг, по вашему мнению, добрый, честный, верный, смелый…
- А какое слово осталось?
- Красивый.
_ Почему?
- Потому что красота не обязательна для того, чтобы быть настоящим другом.
Все группы задание выполнили  задание верно, поэтому к принцу пришел 3 друг.

Беседа «Друзья и товарищи».

учитель: - Ребята, как вы думаете, много ли должно быть у человека настоящих друзей?
                                                       Ответы уч-ся.
учитель:  - Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, нужно с ним съесть пуд соли. Многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Даже все одноклассники не могут быть близкими друзьями. Какие же отношения должны быть в классном коллективе?
                                                         Ответы уч-ся.
Вывод: отношения в классе должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

- Маленький принц в поисках друзей прилетел на Землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый день, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушили его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал, что она самая лучшая и единственная во всей Вселенной. Но на Земле он увидел огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень – очень несчастным, ведь его красавица говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его роза для него действительно единственная в мире. «Пойди, взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошёл взглянуть на розы.
Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы ещё ничто. Вас никто не приручил. – Вы красивые, но пустые, - продолжал маленький принц. – Ради вас не захочется совершить красивые поступки. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас защищал и оберегал я каждый день»
(слова ученика).
Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Самого главного глазами не увидишь», - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
   -А как вы понимаете секрет мудрого Лиса?
          (Рассуждения детей).
Вы правы, настоящее можно увидеть только сердцем. Эти слова и в эпиграфе нашего короткого путешествия - поиска.
(танец принца и розы)

   - Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.     И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
   - Испытание закончилось. У меня по два вопроса к каждой команде.
   - Участники, довольны ли вы своей работой?

   - Что вам мешало работать?
- А сейчас предлагаем послушать песню «Барбарики» в исполнении уч-ся  нашего класса.
Гостям вручаются кусочки сердца-мозаики. На сердце слова «Ребята давайте жить дружно!»

Подведение итогов (рефлексия).
-Напишите качества, за которые вы цените ребят своей группы на «ладошки», расположенные на ваших столах.
    - Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы обязательно его продолжим.
Помните:                                                                               «Главного глазами не увидишь.
Зорко одно лишь сердце»

наверх
Календарь

Интернет-ресурсы
Правительство Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Администрация города Тюмени
Департамент образования
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Вестник образования
Официальный информационный портал Единого Государственного экзамена
Портал "Знаем-Можем"
Телефон доверия
Погода в Тюмени
 
© МАОУ СОШ №48 ГОРОДА ТЮМЕНИ