Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
Под парусами школы в страну знаний...
 
Меню сайта
 
Педагогическая мастерская >> Материалы к работе группы

МАТЕРИАЛЫ К РАБОТЕ ГРУППЫ

Анкета

Знание или умение, которым должен владеть учитель Не владею Владею, но испытываю затруднения Владею свободно

1

Разграничиваю понятия МЕТОД,
ПРИЕМ,
ФОРМА,
ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНИКА

 

 

 

2

Знаю  системную  классификации методов:
  А) традиционная  классификация
   Б) новая  классификация

 

 

 

4

Знаю классификация  технологий

 

 

 

5

Знаю приемы  педагогические техники

 

 

 

6

Знаю принципы развивающего 
обучения.

 

 

 

7

Знаю здоровьесберегающие  технологии.

 

 

 

8

Хочу  знать…

 

 

9

Хочу уметь…

 

10

Умею, могу поделиться опытом

 


Методы  обучения

Методы  обучения – это  система  практических  способов  взаимодействия  педагога  и  обучаемых, содействующая передаче, усвоению  и  использованию  содержания  образования  как  общественного  опыта  и  направленных  на  достижение  педагогических  целей. Методы  служат  для  передачи  и  усвоения  содержания  обучения.

Классификация  методов

Традиционная  классификация

Новая  классификация
(авторы: Лернер И.Я, Скаткин М.Н.)

Наглядные

Информационно - рецептивный

Словесные

Словесный

Практические

Репродуктивный

 

Эвристический

 

Исследовательский

 

Метод  проблемного  изложения

  • Узнай метод
  1. Суть метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в  памяти. Сюда относят такие приемы  как рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, работа с учебником.
    объяснительно-иллюстративный или информационно- рецептивный (рецепция-восприятие)
     
  2. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему  и сам показывает пути ее решения, скрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся следят при этом за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.
    проблемного изложения материала 
  3. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
    репродуктивный
  4. Суть заключается  в том, что учитель расчленяет учебную проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Иными словами, это метод поэтапного решения проблемных задач, которые осуществляются в форме эвристической беседы. Она состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы.
    частично-поисковый (эвристический)
  5. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого приемы . Этот метод призван обеспечить  развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного  мышления и накапливают опыт исследовательской , творческой деятельности
    исследовательский  
  • Отразите в виде схемы общие и специфические принципы одной из технологий
  • Начертите схему, демонстрирующую структурные компоненты педагогических технологий
  • Отразите в виде схемы характерные признаки педагогических технологий
  • Изобразите графическую модель
  • Начертите схему, демонстрирующую классификацию педагогических методов по источникам знаний
  • Ноев ковчег: вам нужно взять с собой только один педагогический метод, педагогическую технологию, прием педагогической техники. Какой вы вариант выберите, нарисуйте в виде символа, схемы, графики

Понятие технологии

Мысль  о  технологизации  процесса  обучения  высказывал Я.А. Коменский  почти 400 лет  назад. Он  призывал  сделать  обучение  «техническим». Т.Е. таким, чтобы все,  чему  учат, имело успех.

В США  интерес  к  педагогическим  технология  возник 20в., когда появились  первые  программы  аудивизуального  обучения. Образовательные  учреждения  связывали  свою деятельность  с  применением  в  учебном  процессе  различных  средств  компьютерной  визуализации  лекций  и  презентаций. Тестовых  форм,  использованием  новых  поколений  наглядных  пособий.

Технология от греческого techne - искусство, мастерство, умение.
Технология - обучения - коренная перестройка всего, что касается процесса обучения, принципиально иной подход к его организации.

В  настоящее  время  под  термином  «педагогические  технологии» принято  понимать, что  это – система  принципов, правил, средств, методов, форм, содержания, связанных  между собой и участниками процесса определенным алгоритмом взаимодействия, направленная  на  реализацию  конкретной  диагностируемой  цели. Технология,  как  понятие,  включает  в  себя  два  уровня  теории  и  практики.

Структура технологии:

- предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала;
- контроль качества усвоения материала;
- выбор приемов, методов дополнительной работы с группой или отдельными учащимися;
- диагностика причин отставания учащихся;
- выбор методики, ликвидирующей пробелы в знаниях, опыте учащихся всей группы.

Варианты  классификаций  технологии обучения

Технология  проблемного – диалогического
Технология  тренажерного  обучения
Технология  письменного  инструктирования.
Технология  фронтального – группового  обучения
Технология  формирования  типа  правильной   читательской деятельности
Тестовые  технологии.
Модульная  технология.
Мультимедиа технология.
Интерактивные технологии.
Игровые  педагогические  технологии.
Технология  концентрированного  обучения.
Здоровьесберегающие  технологии  в  процессе  обучения.

Наиболее  разработанной  системой  здоровьесбережения  в  образовательном  процессе  является  технология В.Ф. Базарного, включающая  в  себя:
- основу  телесной  вертикали и  телесно – моторную активность, использование  конторок;
- режим  смены  динамических  поз, реализацию  специальных  упражнений  и таблиц,  снимающих  сильное  утомление.
Веселые  человечки.
Бумажные  офтальмотренажеры.
Упражнения  для  улучшения  осанки.
Аутотренинг
Упражнения  для глаз

Педагогические техники

Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия  как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Составной элемент педагогической техники – умение учителя управлять своим вниманием и вниманием учащихся.

Педагогическая техника  - сеть  приемов  обучения,  которые  поддерживают  друг  друга и  складываются  в  нечто целое  в  достижении  педагогической  цели,  которая  строится  на  принципах:
Свободы  выбора
Открытости
Деятельности
Обратной  связи
Идеальности.

Приемы  обучения – вопросы,  ответы, вступительное  слово, заключение, показ. Т.е. прием  обучения  это  конкретная  операция  взаимодействия  учителя  и  учащегося  в  процессе  реализации  метода  обучения.

Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это — умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой ( выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны.

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

© Анатолий Александрович Гин, 1999
anatoly@gin.gomel.by

Повышение интереса к учебному материалу

Привлекательная цель
Удивляй
Отсроченная отгадка
Интеллектуальная разминка
Фантастическая добавка
Лови ошибку!
Практичность теории 
Пресс-конференция 

Повторение пройденного на уроке

Вопрос к тексту 
Своя опора
Повторяем с контролем
Повторяем с расширением 
Свои примеры
Опрос-итог
Обсуждаем д/з (домашнее задание)

Повторение изученных ранее тем 

Своя опора
Повторяем с контролем 
Повторяем с расширением 
Пересечение тем 

Приемы устного опроса

Базовый лист контроля
"Светофор"
Показательный ответ
Опрос по цепочке
Тихий опрос 
Магнитофонный опрос
Программируемый опрос
Взаимоопрос
Защитный лист 
Отсроченная реакция 
Щадящий опрос
Идеальный опрос 

Приемы письменного контроля

Фактологический диктант
Выборочный контроль 
Тренировочная контрольная работа
Блиц-контрольная
Релейная контрольная работа

Приемы подачи домашнего задания

Необычная обычность
Идеальное задание 

Подготовка к докладу

Коллективная учебная деятельность

Организация работы в группах
Лови ошибку! 
Пресс-конференция и вопрос к тексту
Своя опора

Привлекательная цель 

1) Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
ФОРМУЛА:
учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

2) Отсроченная отгадка

ФОРМУЛА 1:
в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
ФОРМУЛА 2:
загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

3) Интеллектуальная разминка

ВХОД В УРОК ФОРМУЛА: учитель начинает урок с "настройки".
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

4) Фантастическая добавка

ФОРМУЛА: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека...

5) УМШ (Учебный мозговой штурм)

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).
ФОРМУЛА:
решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:
— это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
— учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
— участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
— учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
— наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
— УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру

6) Идеальный опрос

ФОРМУЛА:
ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Идеальный опрос — когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет — значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
Говорят: хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто.

7) Привлекательная цель
ФОРМУЛА:
перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. 

8) Вопрос к тексту
ФОРМУЛА:
перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.
И еще одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приемам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает прочные знания - он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто... Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.

9) Проблемный диалог

10) Лови ошибку!
ФОРМУЛА 1:
объясняется новый материал, учитель намеренно допускает ошибку. Ученики предупреждены об этом и должны выявить ошибки в изложении.
ФОРМУЛА 2:
ученики получают текст со специально допущенными ошибками, их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно.

11) Тренировочная контрольная работа
ФОРМУЛА:
учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

12) Выборочный контроль
ФОРМУЛА:
проверять работы учеников выборочно.
Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случайным образом: «перетасовал и вытащил». Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5-6 работ. Но может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один «подводный камешек». Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в «список избранных».

13) Повторяем с контролем
ФОРМУЛА:
ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

14) Повторяем с расширением
ФОРМУЛА:
ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы.

15) Свои примеры
ФОРМУЛА:
ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

16) Пересечение тем
ФОРМУЛА:
ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

17) Обсуждаем д/з (домашнее задание)
ФОРМУЛА: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?
При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.
Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны.

18) "Светофор"
«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА:
при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.

19) Программируемый опрос
ФОРМУЛА:
ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов — пусть поспорят.

20) Опрос по цепочке

Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.
ФОРМУЛА:
рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

21) Блиц-контрольная
ФОРМУЛА:
контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых ученых навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

22) Релейная контрольная работа
ФОРМУЛА:
контрольная проводится по текстам ранее решенных задач.

23) Три уровня д/з
ФОРМУЛА: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.
Первый уровень - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ . Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.
Я хочу выделить слова "за обучение которого вы беретесь", потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому: этого ученика я обучить не смогу - и, соответственно, не мучиться самому и не мучить его.
Второй уровень задания - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ . Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ . Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

24) Задание массивом
ФОРМУЛА 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.
ФОРМУЛА 2: задается большой массив задач сразу - в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

25) Особое задание
В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш "олимпийский резерв". Раз особое внимание - то и особое задание.
ФОРМУЛА: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.)
Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ:
1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно.
2. Задание аккуратно оформляется и сдается к строго оговоренному сроку.
3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (указываются номера задач, решенных легко); РТ (указываются номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); HP (указываются номера нерешенных задач).
4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже "4" не выставляются. Оценка "4" переносится в журнал только по желанию выполнившего работу.
5. При заполнении анкеты попробуйте быть справедливыми по отношению к себе.
6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом.

26) Необычная обычность
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку... Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную.
ФОРМУЛА: учитель задает домашнее задание необычным способом.
Творческий характер самого домашнего задания - это понятно. А вот подача? Обычно этому не придается особого значения. Учитель может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как-то по-новому, необычно? Вот что придумала одна учительница:

27) Творчество работает на будущее
ФОРМУЛА: ученики выполняют ТДЗ (творческое домашнее задание)
Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

28) Опрос-итог
ФОРМУЛА: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

29) Роль "подводящий итоги"
ФОРМУЛА:
ученик участвует в управлении обучением, выполняя роль "подводящего итоги".
30) "Да-нетка"
ФОРМУЛА:
учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

30) ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
ФОРМУЛА: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.

наверх
Календарь

Интернет-ресурсы
Правительство Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Администрация города Тюмени
Департамент образования
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Вестник образования
Официальный информационный портал Единого Государственного экзамена
Портал "Знаем-Можем"
Официальный сайт празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне
Здоровье и образование
Телефон доверия
Погода в Тюмени
 
© МАОУ СОШ №48 ГОРОДА ТЮМЕНИ