ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Профессионально-педагогическая компетентность - это способность учителя превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.
Основные показатели профессиональной компетентности:
- специально-профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное содержание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем - от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области;
- психолого-педагогические знания - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.;
- психолого-педагогические умения - способность психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.
При этом качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Сложность обретения учителей профессиональной компетентности в том, что профессиональные знания должны формироваться сразу на всех уровнях:
- методологическом (знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и пр.);
- теоретическом (законы, принципы и правила педагогики, психологии, основные формы деятельности и др.);
- методическом (уровень проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса);
- технологическом (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях, что требует достаточно развитого профессионального мышления, способного отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания для достижения педагогических целей, представленных технологической формой).
Модель профессиональной педагогической компетентности положена в основу системы ее диагностики, которая базируется на оценках:
• показателей результативности педагогической деятельности учителя,
• специальной компетентности учителя по составляющим ее элементам.
Специальная компетентность учителя предполагает его знания, осведомленность в области истории теории, методологии основной науки по специальности и в смежных областях; прикладные знания по предмету, знание классических и современных методов, средств, приемов, технологий профессиональной деятельности по специальности и должности, способность их применять, перерабатывать, конкретизировать, развивать.
На основе оценок экспертов определяется рейтинг учителя, школы, района.
В качестве экспертов по оценке учителей должно быть задействовано не менее трех человек (директор, заместители директора, руководители методических объединений (кафедр), представители органов управления образованием.
Обработка и интерпретация результатов диагностики
1. Оценка экспертами учителей осуществляется на бланках 1 и 2 по схемам, указанным на бланках-анкетах.
2. По показателям результативности педагогической деятельности учителя (ПР) подсчитывается общее количество баллов, которые выставили эксперты (оценка - «ПР») (Бланк 1)
3. На бланке 2 подсчитывается количество баллов, которые эксперты выставили по каждому блоку:
- нормативно-правовая компетентность - НП,
- методологическая — М,
- психолого-педагогическая - ПП,
- предметно-методическая - ПМ,
- информационная - И.
Общая оценка профессиональной компетентности складывается из суммы показателей результативности педагогической деятельности учителя (ПР) и общей оценки специальной компетентности (ООСК).
Профессиональная компетентность педагога (ПКП)
ПКП = ПР + ООСК = максимум 120+224= 344 балла
Сумма баллов:
- выше 229 баллов - оптимальный уровень;
- от 229 до 114 баллов — достаточный уровень;
- менее 114 балла – допустимый
Бланк 3.
Экспертная оценка профессиональной компетентности учителей школы ______________________
район________________________________ дата________________
№ п/п |
Ф.И.О.
учителя |
НП |
М |
ПП |
ПМ |
И |
Общая
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя |
|
|
|
|
|
|
Бланк 1.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Педагог __________________________________________________________ Предмет ________________________
Школа _______________
Город (район") ____________________________ Дата___________
Показатели результативности педагогической деятельности учителя (ПР)
№
п/п |
Критерии отбора и их индикативные показатели |
Способы измерения (балл) |
Оценка эксперта |
1 |
Результативность обучения (средний балл по всем классам, в которых преподает учитель) |
1.1. |
Общая успеваемость |
- >99% -3
- 95-99% - 1
- менее 95%- 0
|
|
1.2. |
Качественная успеваемость |
- более 50% - 5
- 45-50% - 3
- 40-44% - 2
- 35-39% - 1
- менее 35% -0
|
|
1.3 |
Степень обученности учащихся |
- более 0,75 - 5 б.
- от 0,64 до 0,75 - 2 б.
- менее 0,64 — 0б.
|
|
1.4 |
Участие школьников в предметных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика) |
нет-0
да:
-международный -10
- всероссийский - 6
- окружной - 4
- областной - 3
- муниципальный -1 |
|
1.5 |
Наличие призовых мест (1-3) на предметных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика) |
нет-0
да:
- международный - 10
- всероссийский - 6
- окружной (УрФО) - 4
- областной - 3
- муниципальный -1 |
|
2 |
Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам |
2.1 |
Процент учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету |
- нет-0
- до 25% - 1
- 25-35% - 2
- 36-45% - 3
- 46-55% - 4
- свыше 55% - 5
|
|
2.2 |
Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня (из расчета за каждого ученика) |
нет-0
да:
- международный - 10
- всероссийский - 6
- окружной (УрФО) - 4
- областной — 3
- муниципальный — 1 |
|
2.3 |
Наличие призовых мест (1-3) в конкурсных
мероприятиях различного уровня |
нет-0
да:
- международный- 10
- всероссийский - 6
- окружной (УрФО) - 4
- областной - 3
- муниципальный - 1 |
|
3 |
Обобщение и распространение co6ственного педагогического опыта |
3.1 |
Наличие собственных методических разработок (программ, методик, технологий, дидактических (диагностических) средств и др.), утвержденных на различном уровне |
всероссийский - 5
областной - 3
муниципальный - 2
школьный -1
нет- 0 |
|
3.2. |
Руководство методической работой (методическим объединением, творческой группой, школой педагогического опыта, педагогической мастерской и др.) различного
уровня |
всероссийский - 5
областной - 3
муниципальный - 2
школьный - 1
нет- 0 |
|
3.3. |
Распространение опыта на различных уровнях: выступление на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, проведение мастер-классов и др. |
всероссийский -5
областной - 2
муниципальный — 1
нет-0 |
|
3.4. |
Наличие публикаций в изданиях различного уровня (за каждую публикацию за последний год) |
всероссийский -5
областной - 3
муниципальный - 1
нет-0 |
|
4 |
Участие в профессиональных конкурсах |
4.1 |
Участие в профессиональных конкурсах различного уровня за последние три года |
всероссийский - 10
областной —5
муниципальный - 1
нет-0 |
|
4.2 |
Наличие призовых мест (1-3) в профессиональных конкурсах |
Всероссийский - 15
областной - 8
муниципальный - 4
нет-0 |
|
5 |
Квалификации и профессиональная переподготовка |
|
5.1 |
Обучение на курсах повышения квалификации за последние 5 лет |
да-1
нет-0 |
|
5.2 |
Наличие квалификационной категории |
в/к-3
1 кат.-2
2 кат. - 1
нет-0
молодой специалист с высшим образованием -1 |
|
5.3 |
Награды |
любые награды - 2 |
|
6. |
Участие в инновационной деятельности
школы за последние 5 лет |
• Наличие утвержденной научно-исследовательской темы — 1 б.
• Творческий продукт по теме (стендовые урок, УМК, методрекомендации, маетер-класс, авторские программы, электронные презентации и программные продукты)-1-5 б.
• Публикации по инновационной работе - за каждую:
• всероссийский-5
• областной — 3
• муниципальный – 1
• нет - 0 |
|
|
|
Общая оценка |
120 |
Бланк 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Нормативно- правовая (НП) |
1. Знает основные нормативные документы, регламентирующие отношения и работу с детьми (конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон образовании, Национальный проект «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа», стандарты 2004 года, стандарты 2 поколения, Устав школы и др) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Имеет достаточно общее представление о нормативных документах в области образования |
2. Демонстрирует понимание основных приоритетов развития образования Тюменской области в части:
- обеспечения доступного качественного образования; - сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- воспитания и социализации личности;
- информатизации образовательного процесса;
- доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе интегрированного обучения;
- выявления и организации работы с одаренными детьми |
7 6 5 4 3 2 1 |
Имеет достаточно общее представление об основных направлениях развития образования в Тюменской области |
3. Понимает цели и задачи обучения учащихся по предмету; ориентируется в госстандартах, учебных планах и программах обучения |
7 6 5 4 3 2 1 |
Имеет достаточно общее представление о государственных стандартах; слабо ориентируется в постановке целей и задач по предмету, в учебных планах и программах |
Всего |
21 |
|
Методологическая (М) |
1.Владеет содержанием современных достижений науки и практики; имеет достаточно четкое представление о роли и месте использования этих знаний в обучении |
7 6 5 4 3 2 1 |
Не может определить значение содержания обучения по предмету для прагматических нужд обучающихся, затрудняется в установлении связей внутри предмета и с другими дисциплинами |
2. Ориентируется на новые ценности образования, альтернативные системы обучения и воспитания, знает принципа отбора содержания образования и реализует их. |
7 6 5 4 3 2 1 |
Не интересуется принципами альтернативного образования, не стремится использовать передовой педагогический опыте своей практике |
З.Владеет методологией исследования (умеет формулировать проблему, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, достигать запланированных результатов) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недостаточно владеет методологией исследования: затрудняется в определении проблемы и цели; в формулировании объекта и предмета исследования, гипотезы; определении задач исследования, планировании ожидаемых результатов |
4. Знает сущность компетентностного (деятелыюстного) подхода и использует его в практической работе. |
7 6 5 4 3 2 1 |
Понимает суть компетентностного (деятельностного) подхода, но в практической деятельности редко использует компетентностные методы и формы обучения |
5. Проявляет способность и готовность, обобщив результаты своего педагогического опыта, выступить на семинаре, «круглом столе », научно-практической конференции, педсовете. |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недостаточно владеет методами обобщения педагогического опыта; не умеет презентовать свой опыт |
6. Знает предмет (ориентация в целях и задачах науки, оперирование научной терминологией, ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Знает содержание предмета, но отбирает содержание, ориентируясь только на знания, не планирует отбор способов деятельности, формирование опыта творческой деятельности |
7. Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической деятельности |
7 6 5 4 3 2 1 |
Строит свою педагогическую деятельность без учета современной концепции образования |
8. Хорошо владеет навыками рефлексивного анализа педагогической деятельности и умеет корректировать ее с учетом конкретной ситуации. Рефлексию осуществляет постоянно и целенаправленно. |
7 6 5 4 3 2 1 |
Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы |
Всего |
56 |
|
Психолого-педагогическая (ПП) |
1. Знает психологические особенности учащихся (ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Имеет самые общие представления об особенностях психического развития детей различных возрастов |
2. Умеет организовать работу с «трудными» и одаренными детьми на уроке, обеспечивает индивидуальный подход в вопросах обучения, дифференцирует объем и сложность заданий |
7 6 5 4 3 2 1 |
Практически не осуществляет индивидуального подхода к учащимся, изредка использует дополнительные внеурочные занятия с отстающими в обучении |
3. Выявляет пробелы в знаниях и умениях учащихся, определяет и реализует индивидуальные траектории работы по ликвидации пробелов |
7 6 5 4 3 2 1 |
Не использует в работе по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся индивидуальный подход |
4. Владеет методами изучения процесса и результатов развития учащихся и использует их в воспитательных целях |
7 6 5 4 3 2 1 |
Не ведет работу по изучению процесса и результатов развития учащихся и не использует их в воспитательных целях |
Всего |
28 |
|
Предметно-методическая (ПМ) |
1 .Владеет методикой преподавания (ориентируется в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся; в новых методах и приемах обучения; в новых формах организации обучения) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Проявляет однообразие в поурочном и тематическом планировании: не осуществляет учета конкретных особенностей класса. Используются главным образом готовые планы и рекомендации |
2. Использует в своей деятельности современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализует компетентностный подход, принципы развивающего обучения |
7 6 5 4 3 2 1 |
Использует только методические приемы из различных технологий |
3. Принимает систематическое участие в инновационной деятельности |
7 6 5 4 3 2 1 |
Не в системе включается в инновационную деятельность |
4. Использует здоровьесберегающие технологии в практической деятельности |
7 6 5 4 3 2 1 |
Частично использует здоровьесберегающие технологии |
5. Умеет использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций учащихся |
7 6 5 4 3 2 1 |
Не владеет приемами педагогической техники при формировании компетенций |
6. Умеет устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе обучения |
7 6 5 4 3 2 1 |
Не использует межпредметные и внутрипредметные связи в целях повышения качества обучения |
7. Успешно организует самостоятельную работу на уроке и внеурочной деятельности |
7 6 5 4 3 2 1 |
Организует самостоятельную работу, однако использует эти методы не целенаправленно, эпизодически как вспомогательные |
Всего |
49 |
|
Информационная (И) |
1. Владеет навыками работы с различными электронными носителями информации и периферийными устройствами |
7 6 5 4 3 2 1 |
В учебной работе опирается только на традиционные способы представления информации (доска, плакат и т.п.), обращение к электронным средствам и носителям носит эпизодический характер |
2. Работает в программах: Word (создание электронных документов), Excel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм), Power Point (создание презентаций). |
7 6 5 4 3 2 1 |
Имеет представление об указанных программах, но работает в данных программах редко, от случая к случаю. |
3. Работает в сети Интернет с электронной почтой, осуществляет поиск информации в сети, работает с образовательными Интернет-ресурсами |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствуют навыки работы в сети Интернет с электронной почтой, поиска информации в сети, работы с образовательными Интернет-ресурсами |
4. Осуществляет информационно-технологическое обеспечение и ведение урока с использованием мультимедийного оборудования. |
7 6 5 4 3 2 1 |
Слабо владеет компьютерной техникой, хаотично использует мультимедийное оборудование |
5. Работает в информационной системе школы, осуществляет ведение информационного сайта |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствуют навыки работы в информационной системе школы, не осуществляет ведение информационного банка |
6. Умеет осуществлять оптимальный выбор информационных технологий и электронных ресурсов на различных этапах учебного процесса в соответствии с поставленными задачами (отбор содержания и построения логической структуры урока, определение оптимального количества и содержания электронных средств обучения с учётом дифференциации учебного процесса, выбор форм мониторинга результатов, контроля и самоконтроля знаний, обратной связи, обработки результатов и др.) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Нерационально осуществляет выбор информационных технологий и электронных ресурсов |
7. Владеет методами формирования информационной компетенции учащихся |
7 6 5 4 3 2 1 |
Слабо владеет методами формирования информационной компетенции учащихся |
8. Владеет дистанционными формами обучения с учётом различных категорий учащихся |
7 6 5 4 3 2 1 |
Слабо владеет дистанционными формами обучения с учетом различных категорий учащихся |
9. Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области |
7 6 5 4 3 2 1 |
Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области, но использует
нерегулярно |
10. Использует систематически информационные технологии и электронные во внеурочной деятельности. |
7 6 5 4 3 2 1 |
Редко использует информационные технологии и электронные ресурсы во внеурочной деятельности. |
Всего |
70 |
|
Итого |
224 |
|
|