Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
Под парусами школы в страну знаний...
 
Меню сайта
 
Педагогическая мастерская >> Понятие профессионально-педагогической компетентности учителя

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Профессионально-педагогическая компетентность - это способность учителя превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.

Основные показатели профессиональной компетентности:

- специально-профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное содержание знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем - от категории: чем выше уровень профессионализма, тем обширнее и выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области;
- психолого-педагогические знания - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.;
- психолого-педагогические умения - способность психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.

При этом качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.
Сложность обретения учителей профессиональной компетентности в том, что профессиональные знания должны формироваться сразу на всех уровнях:

- методологическом (знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и пр.);
- теоретическом (законы, принципы и правила педагогики, психологии, основные формы деятельности и др.);
- методическом (уровень проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса);
- технологическом (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях, что требует достаточно развитого профессионального мышления, способного отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания для достижения педагогических целей, представленных технологической формой).

Модель профессиональной педагогической компетентности положена в основу системы ее диагностики, которая базируется на оценках:
• показателей результативности педагогической деятельности учителя,
• специальной компетентности учителя по составляющим ее элементам.

Специальная компетентность учителя предполагает его знания, осведомленность в области истории теории, методологии основной науки по специальности и в смежных областях; прикладные знания по предмету, знание классических и современных методов, средств, приемов, технологий профессиональной деятельности по специальности и должности, способность их применять, перерабатывать, конкретизировать, развивать.
На основе оценок экспертов определяется рейтинг учителя, школы, района.
В качестве экспертов по оценке учителей должно быть задействовано не менее трех человек (директор, заместители директора, руководители методических объединений (кафедр), представители органов управления образованием.

Обработка и интерпретация результатов диагностики
1. Оценка экспертами учителей осуществляется на бланках 1 и 2 по схемам, указанным на бланках-анкетах.
2. По показателям результативности педагогической деятельности учителя (ПР) подсчитывается общее количество баллов, которые выставили эксперты (оценка - «ПР») (Бланк 1)
3. На бланке 2 подсчитывается количество баллов, которые экспер­ты выставили по каждому блоку:
- нормативно-правовая компетентность - НП,
- методологическая — М,
- психолого-педагогическая - ПП,
- предметно-методическая - ПМ,
-  информационная - И.
Общая оценка профессиональной компетентности складывается из суммы показателей результативности педагогической деятельности учителя (ПР) и общей оценки специальной компетентности (ООСК).
Профессиональная компетентность педагога (ПКП)
ПКП = ПР + ООСК = максимум  120+224= 344 балла
Сумма баллов:
- выше 229 баллов - оптимальный уровень;
- от 229 до 114 баллов — достаточный уровень;
- менее 114 балла – допустимый

Бланк 3. Экспертная оценка профессиональной компетентности учителей школы ______________________
район________________________________                                                                   дата________________

№ п/п

Ф.И.О.
учителя

НП

М

ПП

ПМ

И

Общая
оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя

 

 

 

 

 

 

Бланк 1. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Педагог __________________________________________________________ Предмет ________________________
Школа _______________
Город (район")         ____________________________                                                   Дата___________

Показатели результативности педагогической деятельности учителя (ПР)


п/п

Критерии отбора и их индикативные показатели

Способы измерения (балл)

Оценка эксперта

1

Результативность обучения (средний балл по всем классам, в которых преподает учитель)

1.1.

Общая успеваемость

  • >99% -3
  • 95-99% - 1
  • менее 95%- 0

 

1.2.

Качественная успеваемость

  • более 50% - 5
  • 45-50%    - 3
  • 40-44%     - 2
  • 35-39%    - 1
  • менее 35% -0

 

1.3

Степень обученности учащихся

  • более 0,75 - 5 б.
  • от 0,64 до 0,75 - 2 б.
  • менее 0,64 — 0б.

 

1.4

Участие школьников в предметных олим­пиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика)

нет-0
да:
-международный -10
 - всероссийский   - 6
 - окружной           - 4
- областной        - 3
 - муниципальный -1

 

1.5

Наличие призовых мест (1-3) на предмет­ных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика)

нет-0
да:
- международный - 10
- всероссийский - 6
- окружной (УрФО) - 4
- областной - 3
- муниципальный -1

 

2

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

2.1

Процент учащихся, вовлеченных во вне­урочную деятельность по предмету

  • нет-0
  • до 25% - 1
  • 25-35% - 2
  • 36-45% - 3
  • 46-55% - 4
  • свыше 55% - 5

 

2.2

Участие в конкурсных мероприятиях раз­личного уровня (из расчета за каждого ученика)

нет-0
да:
- международный - 10
- всероссийский - 6
- окружной (УрФО) - 4
- областной — 3
- муниципальный — 1

 

2.3

Наличие призовых мест (1-3) в конкурсных
мероприятиях различного уровня

нет-0
да:
- международный- 10
- всероссийский - 6
- окружной (УрФО) - 4
- областной - 3
- муниципальный - 1

 

3

Обобщение и распространение co6ственного педагогического опыта

3.1

Наличие собственных методических разработок (программ, методик, технологий, дидактических (диагностических) средств и др.), утвержденных на различном уровне

всероссийский - 5
областной - 3
муниципальный - 2
школьный -1
нет- 0

 

3.2.

Руководство методической работой (методическим объединением, творческой группой, школой педагогического опыта, педагогической мастерской и др.) различного
уровня

всероссийский - 5
областной - 3
муниципальный - 2
школьный - 1
нет- 0

 

3.3.

Распространение   опыта   на   различных уровнях: выступление на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, проведение мастер-классов и др.

всероссийский -5
областной - 2
муниципальный — 1
нет-0

 

3.4.

Наличие публикаций в изданиях различного уровня (за каждую публикацию за последний год)

всероссийский -5
областной - 3
муниципальный - 1
нет-0

 

4

Участие в профессиональных конкурсах

4.1

Участие в профессиональных конкурсах различного уровня за последние три года

всероссийский - 10
областной —5
муниципальный - 1
нет-0

 

4.2

Наличие призовых мест (1-3) в профессиональных конкурсах

Всероссийский - 15
областной - 8
муниципальный - 4
нет-0

 

5

Квалификации и профессиональная переподготовка

 

5.1

Обучение на курсах повышения квалификации за последние 5 лет

да-1
нет-0

 

5.2

Наличие квалификационной категории

в/к-3
1 кат.-2
2 кат. - 1
нет-0
молодой специалист с высшим образованием -1

 

5.3

Награды

любые награды - 2

 

6.

Участие в инновационной деятельности
школы за последние 5 лет

• Наличие утвержденной научно-исследовательской темы — 1 б.
• Творческий продукт по теме (стендовые урок, УМК, методрекомендации,   маетер-класс, авторские про­граммы, электронные пре­зентации  и  программные продукты)-1-5 б.
• Публикации по инноваци­онной работе - за каждую:
  •   всероссийский-5
  •   областной — 3
  •   муниципальный – 1
  •   нет - 0

 

 

 

Общая оценка

120


Бланк 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА


Нормативно- правовая (НП)

1. Знает основные нормативные доку­менты, регламентирующие отноше­ния и работу с детьми (конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон образовании, Национальный проект «Образование», образова­тельная инициатива «Наша новая школа», стандарты 2004 года, стан­дарты 2 поколения, Устав школы и др)

7 6 5 4 3 2 1

Имеет достаточно общее представление о нормативных документах в области обра­зования

2. Демонстрирует понимание основных приоритетов развития образования Тюменской области в части:
- обеспечения доступного качествен­ного образования; - сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- воспитания и социализации лично­сти;
- информатизации образовательного процесса;
- доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе интегрированно­го обучения;
- выявления и организации работы с одаренными детьми

7 6 5 4 3 2 1

Имеет достаточно общее представление об основных направлениях развития обра­зования в Тюменской области

3. Понимает цели и задачи обучения учащихся по предмету; ориентирует­ся в госстандартах, учебных планах и программах обучения

7 6 5 4 3 2 1

Имеет достаточно общее представление о государственных стандартах; слабо ори­ентируется в постановке целей и задач по предмету, в учебных планах и программах

Всего

21

 

Методологическая (М)

1.Владеет содержанием современных достижений науки и практики; имеет достаточно четкое представление о роли и месте использования этих зна­ний в обучении

7 6 5 4 3 2 1

Не может определить значение содержа­ния обучения по предмету для прагмати­ческих нужд обучающихся, затрудняется в установлении связей внутри предмета и с другими дисциплинами

2. Ориентируется на новые ценности образования, альтернативные систе­мы обучения и воспитания, знает принципа отбора содержания обра­зования и реализует их.

7 6 5 4 3 2 1

Не интересуется принципами альтерна­тивного образования, не стремится ис­пользовать передовой педагогический опыте своей практике

З.Владеет методологией исследования (умеет формулировать проблему, цель, объект, предмет, рабочую гипо­тезу, задачи исследования, достигать запланированных результатов)

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточно владеет методологией исследования: затрудняется в определении проблемы и цели; в формулировании объ­екта и предмета исследования, гипотезы; определении задач исследования, плани­ровании ожидаемых результатов

4. Знает сущность компетентностного (деятелыюстного) подхода и использует его в практической работе.

7 6 5 4 3 2 1

Понимает суть компетентностного (деятельностного) подхода, но в практиче­ской деятельности редко использует компетентностные методы и формы обу­чения

5. Проявляет способность и готовность, обобщив результаты своего педаго­гического опыта, выступить на се­минаре, «круглом столе », научно-практической конференции, педсо­вете.

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточно владеет методами обобще­ния педагогического опыта; не умеет пре­зентовать свой опыт

6. Знает предмет (ориентация в целях и задачах науки, оперирование науч­ной терминологией, ориентация в отборе содержания обучения на ос­нове научных данных, фактов, поня­тий, законов)

7 6 5 4 3 2 1

Знает содержание предмета, но отбирает содержание, ориентируясь только на зна­ния, не планирует отбор способов дея­тельности, формирование опыта творче­ской деятельности

7. Свободно ориентируется в современ­ных психолого-педагогических кон­цепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической дея­тельности

7 6 5 4 3 2 1

Строит свою педагогическую деятель­ность без учета современной концепции образования

8. Хорошо владеет навыками рефлек­сивного анализа педагогической деятельности и умеет корректиро­вать ее с учетом конкретной ситуа­ции. Рефлексию осуществляет по­стоянно и целенаправленно.

7 6 5 4 3 2 1

Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен устано­вить причины, их порождающие. Спосо­бен добиваться изменений в лучшую сто­рону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы

Всего

56

 

Психолого-педагогическая (ПП)

1. Знает психологические особенно­сти учащихся (ориентация в психо­логических особенностях школьни­ков и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения)

7 6 5 4 3 2 1

Имеет самые общие представления об особенностях психического развития де­тей различных возрастов

2. Умеет организовать работу с «труд­ными» и одаренными детьми на уроке, обеспечивает индивидуаль­ный подход в вопросах обучения, дифференцирует объем и сложность заданий

7 6 5 4 3 2 1

Практически не осуществляет индивиду­ального подхода к учащимся, изредка ис­пользует дополнительные внеурочные за­нятия с отстающими в обучении

3. Выявляет пробелы в знаниях и уме­ниях учащихся, определяет и реа­лизует индивидуальные траектории работы по ликвидации пробелов

7 6 5 4 3 2 1

Не использует в работе по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся индивидуальный подход

4. Владеет методами изучения про­цесса и результатов развития уча­щихся и использует их в воспита­тельных целях

7 6 5 4 3 2 1

Не ведет работу по изучению процесса и результатов развития учащихся и не ис­пользует их в воспитательных целях

Всего

28

 

Предметно-методическая (ПМ)

1 .Владеет методикой преподавания (ориентируется в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения уча­щихся; в новых методах и приемах обучения; в новых формах организа­ции обучения)

7 6 5 4 3 2 1

Проявляет однообразие в поурочном и тематическом планировании: не осуще­ствляет учета конкретных особенностей класса. Используются главным образом готовые планы и рекомендации

2. Использует в своей деятельности со­временные педагогические техноло­гии продуктивного, дифференциро­ванного обучения, реализует компетентностный подход, принципы раз­вивающего обучения

7 6 5 4 3 2 1

Использует только методические прие­мы из различных технологий

3.   Принимает систематическое уча­стие в инновационной деятельности

7 6 5 4 3 2 1

Не в системе включается в инноваци­онную деятельность

4. Использует здоровьесберегающие технологии в практической деятель­ности

7 6 5 4 3 2 1

Частично использует здоровьесбере­гающие технологии

5. Умеет использовать приемы педаго­гической техники при формировании ключевых компетенций учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Не владеет приемами педагогической техники при формировании компетен­ций

6. Умеет устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе обучения

7 6 5 4 3 2 1

Не использует межпредметные и внутрипредметные связи в целях повышения качества обучения

7. Успешно организует самостоятель­ную работу на уроке и внеурочной дея­тельности

7 6 5 4 3 2 1

Организует самостоятельную работу, однако использует эти методы не целе­направленно, эпизодически как вспо­могательные

Всего

49

 

Информационная (И)

1. Владеет навыками работы с различ­ными электронными носителями ин­формации и периферийными устрой­ствами

7 6 5 4 3 2 1

В учебной работе опирается только на традиционные способы представления информации (доска, плакат и т.п.), об­ращение к электронным средствам и но­сителям носит эпизодический характер

2. Работает в программах: Word (создание электронных докумен­тов), Excel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм), Power Point (создание презентаций).

7 6 5 4 3 2 1

Имеет представление об указанных про­граммах, но работает в данных про­граммах редко, от случая к случаю.

3. Работает в сети Интернет с электрон­ной почтой, осуществляет поиск ин­формации в сети, работает с образова­тельными Интернет-ресурсами

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствуют навыки работы в сети Ин­тернет с электронной почтой, поиска информации в сети, работы с образова­тельными Интернет-ресурсами

4. Осуществляет информационно-технологическое обеспечение и веде­ние урока с использованием мульти­медийного оборудования.

7 6 5 4 3 2 1

Слабо владеет компьютерной техникой, хаотично использует мультимедийное оборудование

5. Работает в информационной системе школы, осуществляет ведение инфор­мационного сайта

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствуют навыки работы в инфор­мационной системе школы, не осущест­вляет ведение информационного банка

6. Умеет осуществлять оптимальный вы­бор информационных технологий и электронных ресурсов на различных этапах учебного процесса в соответст­вии с поставленными задачами (отбор содержания и построения логической структуры урока, определение опти­мального количества и содержания электронных средств обучения с учё­том дифференциации учебного про­цесса, выбор форм мониторинга ре­зультатов, контроля и самоконтроля знаний, обратной связи, обработки результатов и др.)

7 6 5 4 3 2 1

Нерационально осуществляет выбор информационных технологий и электронных ресурсов

7. Владеет методами формирования ин­формационной компетенции учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Слабо владеет методами формирования информационной компетенции учащих­ся

8. Владеет дистанционными формами обучения с учётом различных категорий учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Слабо владеет дистанционными форма­ми обучения с учетом различных категорий учащихся

9. Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области

7 6 5 4 3 2 1

Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по сво­ей предметной области, но использует
нерегулярно

10. Использует систематически информа­ционные технологии и электронные во внеурочной деятельности.

7 6 5 4 3 2 1

Редко использует информационные технологии и электронные ресурсы во внеурочной деятельности.

Всего

70

 

Итого

224

 

 

наверх
Календарь

Интернет-ресурсы
Правительство Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Администрация города Тюмени
Департамент образования
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Вестник образования
Официальный информационный портал Единого Государственного экзамена
Портал "Знаем-Можем"
Официальный сайт празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне
Здоровье и образование
Телефон доверия
Погода в Тюмени
 
© МАОУ СОШ №48 ГОРОДА ТЮМЕНИ