Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 города Тюмени
имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
Под парусами школы в страну знаний...
 
Меню сайта
 

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними

В поведении детей – агрессоров и жертв, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы. Существует индикаторы такого поведения.

Памятка для родителей

Ребенок – жертва

· не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

· не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

· одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

· по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

· задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

· у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

· выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

· выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

· приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

· выбирает нестандартную дорогу в школу.

Ребенок – агрессор

· вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

· типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

· ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

· в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

· приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

· группируется со старшими подростками;

· в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

· в игре навязывает друзьям свои правила;

· злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

· игнорирует указания и легко раздражается;

· введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

· не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью).

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Содержание Пути выполнения
1. Наладьте взаимоотноше­ния со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно - Слушайте своего ребенка;

- проводите вместе с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним своим опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, по­бедах и неудачах;

- если в семье несколько детей, постарай­тесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» вни­мание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, осо­бенно в те минуты, когда вы находитесь под дейст­вием стресса и вас легко вывести из равновесия -Отложите совместные дела с ребенком;

-старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии - Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень рас­строена, хочу побыть одна. Поиграй, по­жалуйста, в соседней комнате»
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить - Примите теплую ванну, душ;

- выпейте чаю;

- послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные

неприятности, которые мо­гут вызвать ваш гнев

- Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равнове­сия; научитесь предчувствовать наступле­ние собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и си­туацией

6. К некоторым особо важ­ным событиям следует го­товиться заранее - Изучайте силы и возможности своего ребенка;

-если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепети­руйте все заранее

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

1

2

1.Гиперактивно-агрессивный ребе­нок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в кол­лектив сверстников, могут стано­виться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраи­вать систему ограничений, исполь­зуя в том числе и игровые ситуа­ции с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому.
2. Агрессивно-обидчивый и исто­щаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обу­чения, но и с болезнью роста, осо­бенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражитель­ность, ранимость могут провоциро­вать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить пси­хическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций пе­ренапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
3. Агрессивный ребенок с оппозици­онно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знако­мым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общае­тесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребен­ку скучно, нечем заняться, и он пе­реносит на вас собственное на­строение и проблемы, перекладыва­ет ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребен­ком, но не за него.
4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ре­бенка от мнимой угрозы, «нападе­ния». Работайте со страхами, моделируй­те, то есть создавайте, опасную си­туацию и вместе с ребенком пре­одолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятный с преобладанием при­ятного.
5. Агрессивно-бесчувственный ре­бенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим на­рушена. Причины могут быть в не­благоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллек­туального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодно­сти, черствости, уплощенности, по­вышенной аффективной (эмоцио­нальной) возбудимости, которые передаются от родителей или близ­ких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть оби­женному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуман­ные чувства у такого ребенка: жа­лейте, гладьте кошек и собак, уха­живайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, по­давленное состояние другого чело­века и стимулируйте желание по­мочь. Если это не помогает, при­учайте ребенка нести ответ­ственность - «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Пред­ложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное).

Рекомендации для родителей, чьи дети подвергаются

моральному унижению со стороны сверстников или взрослых

1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.

2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.

3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.

4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

5. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.

6. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.

7. Уверьте в конфиденциальности разговора.

8. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.

9. Помогите определить основную трудность, проблему.

10. Способствуйте повышению самооценки.

11. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.

12. Подскажите ребенку, как и что он должен делать, как реагировать, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.

13. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.

14. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

наверх
Календарь

Интернет-ресурсы
Правительство Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Администрация города Тюмени
Департамент образования
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Вестник образования
Официальный информационный портал Единого Государственного экзамена
Портал "Знаем-Можем"
Телефон доверия
Погода в Тюмени
 
© МАОУ СОШ №48 ГОРОДА ТЮМЕНИ